Трамвай – транспорт актуальний
Продовжуємо серію інтерв’ю, взятих редактором газети ПАТ «ДНІПРОАЗОТ» «Панорама «Азота» Іриною Уваровою у керівників комунальних підприємств Кам’янського. Чергова публікація – інтерв’ю з директором КП «Трамвай» Іваном Скакуном.
Трамвай – транспорт актуальный!
Мы продолжаем публикацию серии материалов, рассказывающих о деятельности коммунальных предприятий города. Наш сегодняшний собеседник – директор КП «Трамвай» Иван Иванович Скакун (назначен на должность руководителя коммунального предприятия Каменского горсовета «Трамвай» 22 декабря 2015 года).
- Каковы основные задачи, поставленные перед вашим предприятием городской властью?
- Первая и основная задача – развитие КП по программе мэра А.Л.Белоусова, депутатского корпуса. Эта задача включает и реформирование собственно системы коммунального транспорта. Наш трамвай – транспорт социальный, и потому актуальный! Именно мы бесплатно обслуживаем пассажиров льготных категорий (у нас в городе таких категорий – 15).
Когда я вступил в должность руководителя КП «Трамвай», на линию у нас выходило в среднем 15 вагонов. Сегодня – 16, а программой развития предприятия предусмотрено увеличение подвижного состава в такой динамике: до 1 сентября 2016 года выпускать на линию уже 20 трамваев, до конца года – 27. Теперь посмотрим на динамику развития по каждому маршруту. До декабря 2015 года на маршрутах №№1 и 3 работало по одному вагону, на маршруте №2 – 3-4, на маршруте №4 – 2-3 трамвая. На данном этапе на маршрутах №№1 и 3 работают 3 трамвая, на втором маршруте – 6-7, на четвертом – 4 трамвая стабильно. В планах по маршруту №2 пустить, как минимум, 10 трамваев, по маршруту №3 – 4 трамвая, по первому маршруту – 7, по четвертому маршруту – 6 трамваев.
Программа развития предполагает также капитальные и средние ремонты трамваев силами самого предприятия. На первом этапе, для более оперативного решения проблемы наращивания подвижного состава, мы заключили договор с подрядными организациями, и капитальный ремонт четырех вагонов выполнили сторонние специалисты. Но все дальнейшие ремонты будут проводиться работниками КП «Трамвай» самостоятельно. Такое решение принято по многим причинам: это и обеспечение рабочими местами (у нас работники депо получают сдельную заработную плату – от выполненного объема работы), и увеличение зарплаты, и стимул к развитию предприятия. На момент моего прихода, задолженность по зарплате на КП «Трамвай» составляла почти три месяца. Сегодня задолженности нет, люди получают аванс и получку, все – согласно трудовому законодательству.
- С увеличением подвижного состава – понятно. Есть ли планы по реконструкции всего хозяйства коммунального предприятия?
- Да. Развитие и увеличение подвижного состава – это лишь одно, хотя и магистральное направление нашей работы. Но ведь трамваи ездят по рельсам. Так вот, на ремонт путевого хозяйства в прежние годы средства практически не выделялись. Мы очень благодарны депутатскому корпусу и нашему городскому голове за то, что по программе развития КП «Трамвай» на последней сессии горсовета (29 июля) на средний и текущий ремонт пути выделено 3,5 млн. грн. Это, в первую очередь, направлено на безопасность движения. У нас в городе подобные вещи понимают, как нигде, ведь именно Днепродзержинск имеет горький опыт самой крупной в стране трамвайной катастрофы 1996 года, и обеспечение безопасного технического состояния вагонов, путей, контактной сети – первостепенная забота.
- Как будет меняться такая характеристика, как график движения?
- Вот, кстати! Недавно совместно с Председателем Правления ПАО «ДНЕПРАЗОТ», депутатом горсовета С.Л.Сидоровым мы проработали вопрос изменения графика движения трамваев по двум маршрутам. Работники «ДНЕПРАЗОТа» зачастую не могут после второй смены добраться в центр города, и по предложению С.Л.Сидорова (мы детально изучили вопрос) с 1 августа на линию запущен дополнительный рейс трамвая по маршруту №2, который будет в 23.00 отправляться с остановки «Южная». Для работников «ДНЕПРАЗОТа» мы это делаем с учетом того, что маршрутные такси не особо выражают желание работать в ночное время, – обуславливают это экономическими причинами. Но наше предприятие вместе с вашими депутатами нашли общий язык и, надеемся, что работники «ДНЕПРАЗОТа» получат удобный график. Замечу, что дополнительный рейс вводится как пилотный на три месяца. За это время мы увидим, насколько он целесообразен. А по маршруту №3 мы будем отправлять трамвай от остановки «Карнауховка» не в 17.00, как было раньше, а на 5-10 минут позже. Это тоже делается по просьбе С.Л.Сидорова для удобства работников «ДНЕПРАЗОТа». Если нужны будут дополнительные изменения графиков, мы охотно пойдем навстречу работникам предприятия, которые пользуются услугами трамвая.
- Как вы работаете с жалобами горожан?
- Каждую жалобу я рассматриваю лично. Проверяю все, создавая авторитетную комиссию на предприятии, и после принимаем решения, иногда достаточно жесткие. Если наш работник ведет себя неправильно, хамит, нарушает дисциплину, то он получит взыскание или выговор. А если у человека больше двух выговоров, то мы расстаемся с таким работником, эти предприятия созданы для людей, культурное обращение с пассажирами – обязанность всех сотрудников. Это стоит на первом месте, это – лицо предприятия и касается всех от кондуктора до директора.
- Получает ли КП «Трамвай» компенсацию за перевозки пассажиров льготных категорий?
- В этом году в госбюджете не предусмотрены средства на эти цели. Скажу больше: перед нашим предприятием остался государственный долг за 2015 год в сумме 1 млн. 200 грн., и никто его возвращать не планирует. Полная компенсация за перевозку льготников легла на местный бюджет. Это тяжкий груз, но городская власть и депутаты хорошо понимают наше положение, – мы все работаем для города, для людей.
- В последние годы масштаб воровства контактной сети стал угрожающим. Есть ли способы борьбы с этим явлением?
- Воровство кабелей контактной сети – это огромная наша беда и большая головная боль. Мы неоднократно обращались в прокуратуру, СБУ, встречались с руководителями УВД города. Ответ отовсюду один: «Мы работаем. Мы ищем». Для нашего предприятия нанять специализированную охрану контактной сети экономически невыгодно: ни одно охранное агентство не берет на себя материальную ответственность за то, что не «усмотрели». За время моего пребывания в должности директора КП «Трамвай» – это семь месяцев – зарегистрировано уже около 10 случаев воровства троллеев. Сейчас я намерен обратиться к средствам массовой информации: если кто-то обладает хоть малейшей информацией о ворах кабеля, местах приема этой продукции – сообщайте нам. Каждый случай воровства участков контактной сети останавливает движение трамвая на 4 часа. Это уже небольшой коллапс, ведь население привыкло к графику движения, и любой сбой попросту ломает планы людей.
Возможно, такие случаи – на руку частным перевозчикам…
- Ага, имеется версия о подозреваемых…
- Я не могу ничего утверждать наверняка, но ведь понятно, что если стоит трамвай, то это выгодно только частному извозу. За 2015 год трамваем перевезено 11 млн. пассажиров, из них 7 млн. льготников. В среднем трамвай перевозит 30 тыс. людей в день. Считайте сами, кому и что выгодно.
- С чем связана инвентаризация «столбового» хозяйства КП «Трамвай»?
- О! В социальных сетях было много информации о нашем конфликте с одним из Интернет-провайдеров, пожелавшим воспользоваться нашими электроопорами. На балансе КП «Трамвай» находится 7 тыс. опор, это собственность громады, а мы представляем интересы громады. За размещение любого оборудования, дополнительных кабелей на этих опорах нужно платить арендную плату. Аренду столба. Конфликт с провайдером касался использования опор на площади ДМК для установки камер видеонаблюдения. Сделано это было без оформления каких-либо договорных отношений с нашим предприятием. Есть договор на оплату оптоволоконных кабелей по Соцгороду, БАМу, и там платят аренду за столбы. А когда мы все проверили, то оказалось, что за установку камер видеонаблюдения никто не платит. Была объемная деловая переписка, которая ни к чему так и не привела. Поэтому мы пришли к такому варианту: нужно демонтировать оборудование, и только тогда арендаторы зашевелятся. Поймите, нам важна каждая копейка, – напомню о невыплате компенсации за перевозку льготников из госбюджета, объеме этой перевозки, а ведь доход от аренды столбов составляет 4-5 тыс. в месяц. Вот такой комментарий к вопросу о наших проверках. Возможно, прежние руководители КП «Трамвай» относились к этому вопросу лояльнее.
- Что за работы ведутся сейчас на проспекте Шевченко (бывшая ул. Сыровца)?
- Здесь работу выполняет подрядная организация, выигравшая тендер, который проводился департаментом ЖКХ. Дело в том, что городским головой и депутатским корпусом принято решение о том, что все основные дорожные переезды будут в городе оборудованы под брусчатку. Это и безопаснее, и эстетичнее, и всем удобно: автомобилистам, трамваю, пешеходам. Надежность брусчатки выше, чем у асфальтового покрытия, а наши трамвайные переезды сейчас в очень плачевном состоянии. Пользуясь случаем, хочу выразить большую благодарность ПАО «ДНЕПРАЗОТ» за то, что это предприятие своими силами оборудовало переезд на перекрестке ул. Колеусовская – пр. Аношкина.
Работы много, планов – громадье, но все за первый год работы охватить невозможно.
- Планируете ли вы меры по социальной ответственности предприятия?
- Все мы знаем, что ситуация в стране очень напряженная. Все дорожает, в сентябре повышается минимальная зарплата. На данном этапе я провожу совместно с планово-экономическим отделом и бухгалтерией работу по повышению зарплаты нашим работникам. Сейчас у нас в КП средняя зарплата составляет около 3 тыс. грн. в месяц. Штат работников – 450 человек. Слышу иногда по этому поводу замечания, дескать, штат сильно раздут. Но смотрите сами: на балансе предприятия 20 вагонов, чтобы обеспечить 1 вагон, нужно 3 водителя, 3 кондуктора (это уже 120 человек). Мы обслуживаем 77 км путевого хозяйства, 14 тяговых подстанций. Работы много, люди загружены максимально. Тем более, сейчас летний период, когда каждый погожий день дорог для ремонта электрохозяйства и пути (зимой мы проводим, как правило, только аварийные работы).
- Техникой нормально обеспечены?
- На зиму – да. Подготовили два снегоочистителя, проводим модернизацию трактора, чтобы в самую заснеженную зиму справляться с заносами без простоев. Прошлую зиму предприятие отработало более-менее, но приходилось иногда приезжать на работу в 3-4 часа ночи. Вообще, мой рабочий день начинается в 6.00 и заканчивается в 20-21.00. Контроль депо, кабельных линий, путевого хозяйства! Контроль, контроль, контроль. Не все работники привыкли, что директор постоянно ездит, бывает везде, все сам контролирует, но я считаю – именно так и нужно.
- Много вопросов вызывает сегодня процедура списания старых трамваев…
- Мы открыты для любых проверок, – и со стороны общественности, и, тем более, со стороны депутатов. Депутат горсовета вашего предприятия А.М.Пустовойт нашел нужным лично ознакомиться с тем, как это все происходит. Много в СМИ и соцсетях было до этого различных домыслов о процессе списания. Объясню еще раз: через ФГИ (Фонд государственного имущества) ведется списание старых вагонов, отработавших ресурс дважды или трижды. Из 20 старых вагонов мы восстановили 2 капитальным ремонтом. Стадия списания продолжается: часть черного лома – около 100 т мы сдали, цветной лом пока не трогаем – там нужно разбирать двигатели, другие узлы, а людей и времени на это пока не хватает. В общем и целом процесс идет нормально.
- А о покупке новых вагонов вы не мечтаете?
- Конечно, хочется пополнить трамвайный парк новыми, современными вагонами, более комфортабельными. К примеру, сейчас у нас ни один вагон не оборудован для перевозки инвалидов или матерей с колясками – нет площадок и откидных пандусов. Но! Один новый вагон стоит от 15 до 26 млн. грн. На нынешней сессии нам выделили 6 млн. грн. для капитального ремонта трамваев, и на эти средства мы отремонтируем 7 вагонов самостоятельно. То есть, за 6 млн. мы делаем 7 трамваев или за 15 млн. покупаем один?
Мы сейчас выходим на определенную константу: для нашего города максимально необходимо 40 единиц трамваев. Интервал движения будет составлять 7-10 минут. Когда мы выйдем на этот показатель, уже более уверенно будем планировать обновление подвижного состава: отрабатывать вопросы лизинга, поскольку сразу «вынуть» такие суммы очень сложно, как для предприятия, так и для местного бюджета.
- Не планируете ли повышать стоимость проезда в трамваях?
- На данном этапе нет. Но когда мы получим 28-30 вагонов на линии, посмотрим на динамику развития – сам по себе процесс развития весьма затратен. Днепр и наш город сохранили стоимость проезда на уровне 1.50 грн., а в других городах, к примеру, в Киеве, проезд давно дороже. При этом проблемы у всех одинаковые: вагон проехал 120 тыс. км – нужен средний ремонт, проехал 300 тыс. км – нужен капитальный. Это строгие правила безопасности. Один вагон в месяц проезжает около 7 тыс. км, за год – 100-120 тыс. и уже нуждается в среднем ремонте. Плюс случаются текущие поломки, от которых мы никуда не денемся.
Напомню, что КП «Трамвай» – это не только трамвай. У нас на балансе – автобусные маршруты №№14 и 18-А. Маршрут №14 – полностью социальный, с бесплатными перевозками льготных пассажиров. Там иногда доходит до трогательных и смешных случаев: если сбивается график движения, наши телефоны «краснеют». Потому что у каждого пенсионера, строго следящего за графиком, в каждом автобусе этого маршрута есть завоеванное свое собственное место… Там и свой порядок очереди, люди привыкли к графику, и любой сбой воспринимают, как конец света. КП «Трамвай» планирует приобрести большегрузные автобусы европейского типа. Низкопольные, с кондиционерами, оборудованные пандусами для перевозки инвалидов и матерей с колясками. Потому что мы хотим удовлетворить пожелания наших горожан. Потому что мы уважаем людей, заслуживающих комфорта в актуальном социальном транспорте.
«Панорама «Азота», № 31, 4 августа 2016 г.