Міське звалище: від «золотого дна» – до цивілізації
Продовжуємо серію інтерв’ю, взятих редактором газети ПАТ «ДНІПРОАЗОТ» «Панорама «Азота» Іриною Уваровою у керівників комунальних підприємств Кам’янського. Чергова публікація – інтерв’ю з директором КП «Комунальник» Богданом Наполовим.
Городская свалка: от «золотого дна» - к цивилизации
Мы продолжаем знакомить читателей с новыми руководителями коммунальных предприятий города. Наши сегодняшние собеседники — директор КП «Коммунальник» Богдан Григорьевич Наполов (профессиональный хозяйственник, воевал в АТО, кавалер звания Народный Герой Украины) и его заместитель Федор Иванович Вовченко. Предприятие создано в 2011 году решением горсовета. Основная функция — утилизация ТБО (твердых бытовых отходов) на городской свалке.
- Какие задачи выполняет сейчас КП «Коммунальник»?
- Задача наша состоит в том, чтобы наконец-то в городе вместо свалки появился полигон ТБО. Полигон — это экологическая безопасность, переход к цивилизованному уровню обращения с отходами, это порядок. Сейчас область выделила средства на строительство современного полигона ТБО, и это строительство уже началось.
- Здесь же, на этой территории?
- Да, как обещают подрядчики, до конца года полигон будет введен в эксплуатацию. Это будет специально оборудованный котлован, залитый бетоном — чтобы не было протечек в грунт. Сверху бетон засыпается песком, который служит очистительным фильтром. Только после этого здесь начнется складирование отходов.
Важно сказать еще и о спецтехнике. С момента открытия свалки в Днепродзержинске никогда не было техники для ее обслуживания. Имелись машины в аренде, но это было не совсем удобно, к тому же сопряжено с высокими затратами. Теперь для нас приобретены отличные современные машины — компактор и бульдозер с уникальными характеристиками, специально разработанными для работы с отходами и уплотнения мусора на свалках. К примеру, эксплуатационная масса компактора составляет 28 тонн, его колеса оборудованы массивными шипами, так что бульдозерным отвалом он будет грести мусор, шипами его планировать, а своим весом уплотнять — как каток. Техника фирмы SHANTUI разработана с учетом требований международной организации защиты окружающей среды, оснащена мощными силовыми агрегатами. Это открывает возможности значительно прибавить в эффективности работы и существенно уменьшить хозяйственные затраты. Сегодня главная проблема свалки — убытки предприятия. Тариф на наши услуги действует с 2004 года и составляет 4 грн. 08 коп., при том, что в 2015 году экономические расчеты показывали целесообразность введения тарифа на уровне 9 грн., то есть почти 60% предприятие недополучает. Услуги для населения составляют порядка 77% всего объема услуг свалки (остальное — предприятия и частные фирмы), поэтому априори КП «Коммунальник» не может иметь прибыль, недополучая такие колоссальные суммы. Тем не менее, изменив подход к менеджменту, пересмотрев объемы ТБО, более жестко подходя к вопросам учета, мы смогли значительно снизить убытки. По августу мы еще не выводили итогов, но июль отработали с убытком всего в 9 тыс. грн. А до этого они доходили до сотен тысяч. Это при том, что мы увеличили численность охраны на 6 человек, и я был вынужден пойти на этот шаг после изучения материалов по ситуации на львовской свалке (пожар). Лучше 9 тысяч убытка, чем экологическое бедствие в городе. Депутатский корпус, городская власть идет навстречу нашему предприятию, выделяя средства на реализацию программы развития КП «Коммунальник», так что мы начинаем уверенно выходить на положительные результаты.
- Вернемся к старым «вечнозеленым» проблемам свалки — горению мусора. Можно ли с этим радикально бороться?
- Свалка была закрыта СЭС еще в 1991 году. Предприятие «Коммунальник» создано в 2011 году, 20 лет спустя. Для того, чтобы решать проблемы свалки, проведена планомерная работа: отведение земельного участка, геодезические изыскания, проектная работа (экспертиза уже завершена). Теперь мы пришли к тому, что строим современный полигон ТБО, и когда введем его в эксплуатацию, можно будет с уверенностью говорить об экологической безопасности, исключении случаев горения. Его причинами чаще всего становятся поджоги, так мы и ввели дополнительную охрану, привлекаем дополнительную технику: бульдозеры, поливомойки. Кроме того, используем обеззараживание ТБО, предприятие максимально снижает возможность горения свалки.
- Что такое обеззараживание?
- Это пересыпка слоев ТБО грунтом. Мы не держим мусор на солнце, чтобы он разлагался. Отходы утрамбовываются, смачиваются и засыпаются грунтом.
- Химических средств обеззараживания вы не используете?
- Нет, только грунт, так предписано нормативами. Проблема львовской свалки как раз и состояла в том, что там была нарушена технология обращения с ТБО, слои мусора не пересыпались грунтом. Это стало причиной накопления нестандартно большого слоя, возгорания, в ходе которого выгорели пустоты, произошел обвал и пострадали люди. У нас этого не будет, поскольку все выполняется по требованию технологии.
- Каковы возможности нового полигона?
- Вернемся к 1991 году, когда свалку закрыли по требованию СЭС. Она эксплуатировалась с 1962 года, а для того, чтобы мы получили первый нормальный полигон, нам нужно построить так называемую первую «карту», как этого требует стандарт. «Карта» — это площадь 1,96 га, но земли для нас отведено 17,5 га. Есть перспектива, ведь проектная мощность одной «карты» — 3-4 года. Это если мусор просто складировать. Полигон же в целом даст нам возможность эффективно работать с инвесторами, а переработка мусора увеличивает срок жизни «карты» до 10 лет.
- Какова судьба вашего долгостроя — мусоросжигающего завода?
- Мы сейчас и находимся на его территории. В комплексе завода построено административное здание и трансформаторная. Мы изучаем вопрос, связанный с переработкой мусора, ведь по международной конвенции строительство мусоросжигающих заводов запрещено. Судьбу завода на этой территории будет решать руководство города. Возможно, его переформатируют под новые технологии, но по факту проект не может быть реализован в принципе, особенно с учетом нынешних цен на газ. Завод был запроектирован в 2000 году, его строительство приостановили в 2004-м, за это время поменялось законодательство, изменилась и экологическая ситуация. Признано, во-первых, что сжигать мусор вредно, во-вторых, дорого, в-третьих, при цивилизованных условиях сбора мусор можно использовать для получения биогаза и электроэнергии.
- Да, в прошлые годы в город приезжали зарубежные инвесторы с предложениями добывать на свалке биогаз.
- Инвестор вкладывает финансы и рассчитывает на реальную отдачу, но какие он может получить гарантии, если, по сути, нет паспорта объекта, нет полигона. Будет полигон — сможем привлекать инвесторов, можно будет говорить о линиях переработки отходов, о полном цикле утилизации с выходом на минудобрения, топливо, пелеты для твердотопливных котлов. Мусор можно перерабатывать практически на 100%. Но самое главное в переговорах с инвесторами, чтобы именно громада города получала прибыль.
- Всегда вокруг свалки было по 3-4 «орбиты» предпринимателей, занимавшихся металлоломом, пластиком, картоном, стеклом. Называли свалку «золотым дном». Как сейчас развивается ситуация?
- Я вам скажу так: до сих пор ходят слухи, что на нашей свалке можно найти золото Колчака. Сейчас большей частью пытаются промышлять на свалке дедушки-бабушки, но их не приветствует охрана — есть опасность поджогов. А что касается предпринимателей — этого нет, можете сами убедиться. Первый этап сортировки мусора — стихийный, неуправляемый, проходит в городе, еще в контейнерах. Бомжи в очередь выстраиваются возле мусорников, отбирая металл, пластик, бумагу. Действует в городе масса пунктов приема вторсырья, что лишний раз подтверждает тезис — мусор не нужно сжигать, раз люди находят ему применение. Просто надо подходить к этому явлению цивилизованно, поставить нормальные контейнеры. Вести сбор мусора с сортировкой.
- Меняется ли с годами объем мусора и его состав?
- Раньше, до появления пластиковой тары, количество ТБО измерялось в тоннах, теперь же речь идет исключительно о кубометрах... Мусор становится легче, это факт, но мы видим изменение объемов и по тому, как сейчас очищается город. Если раньше люди могли что-то сбрасывать в посадках, то сейчас все направляется на свалку — есть жесткий контроль. Если говорить о морфологии мусора, то вы сами видите, что люди несут… из магазинов, — 80% объема мусора — это упаковка. На свалку уже не выбрасывают старую технику: на каждом доме висят объявления «куплю хлам самовывозом», а это — старые холодильники, стиральные машинки, утюги, — все, что угодно. Наверное, это хорошо, зачем закапывать в землю то, что еще может пригодиться. Разве, чтобы потомки, откопав свалку через 500 лет, понимали, чем мы жили. Вся Европа развивает принцип вторичной переработки.
- Работаете ли вы с промышленностью, в свое время цементники заявляли о желании разгрести свалку, да и не только они.
- У нас есть договоры с промышленными предприятиями о приеме ТБО на свалку. А идея с цементниками была хорошая, но сейчас экономическая ситуация в стране привела к значительному сокращению спроса на строительные материалы, поэтому сами цементники стали закупать уже готовый клинкер. Когда улучшится конъюнктура строительного рынка, об их предложениях можно будет вспомнить.
- Как работается КП «Коммунальник» с депутатским корпусом?
- Есть полное взаимопонимание: мы обращались к горсовету с просьбой о выделении средств на строительство полигона, получили поддержку. Депутатский состав нынешнего созыва деятелен и эффективен, если мы сталкиваемся с вопросами, то нашим депутатам легко все объяснить, не прибегая к аргументации «большой политики».
- С чем бы вы хотели обратиться к горожанам?
- Как человек, воевавший в АТО, в первую очередь желаю всем мира, добра, благосостояния. Кстати, чем выше благосостояние, тем больше мусора. Есть у нас пожелание, чтобы люди не создавали стихийных свалок, относились к городу и его экологии бережно. Хотелось бы от имени предприятия выразить благодарность всем горожанам, которые уже научились любить город деятельно. Не раз мы видели машину с прицепами мусора, хозяин не выбрасывает отходы в посадку, а везет на свалку. Сбросить прицеп мусора на свалку стоит 10 грн. Да, он потратился на бензин, но все же привез отходы сюда, приятно удивляешься, когда таких случаев становиться все больше — растет самосознание у людей и самодисциплина.
- Но ведь и ваше предприятие значительно упростило систему ввоза ТБО на свалку?
- Да, сейчас человеку достаточно подъехать сюда, внести деньги и больше никаких проблем. Добавлю информации к размышлению для горожан: у нас не сотни людей работают, а всего 20 человек, охранники, приемщики, планировщики, мастера. Все — отличные специалисты, а главное — это люди добросовестные. Пообещали, что город станет чистым, а свалка цивилизованной — так и будет.
«Панорама «Азота», № 37, 15 сентября 2016 г.