Новий темп головного міського ЖЕКу
Інтерв’ю директора комунального підприємства «Управляюча компанія по обслуговуванню житлового фонду» Дмитра Маханька для газети «Панорама «Азота». Автор – Ірина Уварова.
Новый темп главного городского ЖЭКа
Мы продолжаем серию публикаций, знакомящих читателей «Панорамы «Азота» с руководителями стратегических коммунальных предприятий города и перспективами развития этих предприятий. Наш сегодняшний собеседник — новый директор КП «Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда» Дмитрий Анатольевич Маханько.
- Вы совсем недавно назначены руководителем главного — и единственного в городе — ЖЭКа, значит ли это, что перед жилищной компанией поставлены более сложные задачи?
- В самом названии «Управляющая компания» и содержится ответ на ваш вопрос. Предприятие создано для управления жилым фондом, обслуживания жилья, где не созданы ОСМД. Сейчас на нашем предприятии работают квалифицированные, профессиональные менеджеры, способные решать самые сложные проблемы. И наша задача — заставить подрядчиков выполнить все необходимые работы по обслуживанию жилья качественно и своевременно. Есть перечень услуг, утвержденный Каменским горсоветом, он включает то, что необходимо и достаточно: уборка придомовой территории, подвалов, технических этажей и кровли; техническое обслуживание лифтов; техническое обслуживание внутридомовых систем, в том числе: теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации, обслуживание дымовых и вентканалов; техническое обслуживание сетей электроснабжения и электрооборудования систем противопожарной автоматики; уборка снега, посыпка части придомовой территории, предназначенной для прохода и проезда; оплата услуг по энергоснабжению совместного имущества многоквартирного дома, в том числе освещения мест общего пользования и подвалов, подкачка воды, энергоснабжение лифтов; подготовка домов к осенне-зимнему периоду.
Мы работаем исключительно в рамках этого перечня услуг, вывоз мусора из него исключен — этим занимается КАТП-042802.
- Вы решились возглавить предприятие, исходя из того, что считаете систему работы старых ЖЭКов далекой от совершенства…
- В нынешних экономических условиях старые ЖЭКи и прежняя система обслуживания жилья абсолютно неприемлема.
- Понятно, так что же вы собираетесь менять в ближайшее время?
- Сама система подразумевает выработку механизма четкого контроля за работой исполнителей и оперативного реагирования для перерасчета платежей населения за недополученную или некачественно выполненную услугу. Если дворники, к примеру, не доработали, я фиксирую этот факт в акте разногласий с подрядной организацией.
- В части фиксации таких фактов, используете ли вы в этом случае структуру органов местной организации населения (уличкомов, квартальных)?
- Мы проводили с представителями органов местной самоорганизации несколько встреч, недавно такая встреча прошла на левобережном жилмассиве, когда остро встал вопрос по платежкам для населения — мы просили уличкомов помочь разнести эти платежки по квартирам и заодно обсудили вопросы дальнейшего сотрудничества. Многие уличкомы, да и рядовые жильцы, часто сообщают нам по телефону или через интернет о негативных фактах в работе подрядчиков, то есть мы сотрудничаем со всеми, собираем первичную информацию, информируем исполнителей услуг.
- Какие проблемы в вашей отрасли вы считаете наиболее острыми?
- В целом коммунальное хозяйство города находится в очень запущенном состоянии. Его сознательно или несознательно добивали десятилетиями. Негативным фактором послужила и экономическая ситуация, ведь невозможно за три копейки тарифа закрыть все проблемы жилья. Да и сейчас получается, что за средства от квартплаты мы способны латать только дыры. Плюс очень «помогает» нашей отрасли ведомственный раздрай — помните, как отключили тепло в домах правобережья не по вине города, а ведь запускать заново систему отопления стоит тех же усилий, что и заново начинать отопительный сезон. Нужна была, наверное, стабильная работа. Те же внутридомовые системы отопления, водоснабжения и канализации надо уже не латать кусками, а заменять. Но это переходит в статью не текущего, а капитального ремонта, на данный момент капитальный ремонт взял на себя городской бюджет. Это помогает нам выживать, а городу поддерживать жилой фонд, не давая ему окончательно прийти в упадок. При условии стопроцентной оплаты жильцами услуг по обслуживанию жилья, мы покрываем только необходимые, только самые проблемные участки.
- Расскажите чуть подробней о скандальной составляющей квартплаты — неких 15% наценки.
- Многих сегодня интересует эта составляющая нашего тарифа, но дело в том, что она существовала и раньше под названием «административные услуги». Последним распоряжением КМУ эту часть тарифа обозначили как «нагорода управителя». Каким бы ни было название, во всех отчетах мы показываем — и объясняем людям — эти 15% обеспечивают средства на решение текущих или срочных проблем — на обслуживание тракторов и ремонтных бригад, а не на подарки от администрации.
- Что еще хотите изменить в подходах к работе, ведь наладить контроль — этого мало?
- Хочу, в первую очередь, поменять отношение людей к жилищно-коммунальной сфере — задаром никто ничего реально не сделает. Менять надо и качество, и механизм работы ЖЭКа. Как выяснилось, людей этому надо серьезно учить. Даже тому, как разговаривать с населением. Чувствую, что понадобятся специальные курсы по «ЖЭКовского разговорного языка». Сейчас напряженную работу мы продолжаем вести с платежными документами, это переходной период, связанный с отказом от услуг «Инфокома». На мой взгляд, плата за услуги этого предприятия является значительно завышенной, поэтому мы от них отказываемся, переходя на более дешевый вариант. Самый большой кусок работы по этому направлению у наших программистов, да и людям нужно доступно объяснить, с чем связаны временные неудобства.
- На этом рабочем столе — руководителя главного городского ЖЭКа, наконец, появился компьютер...
- Личный.
- Означает ли это, что будет создан сайт управляющей компании с услугами «личного кабинета» для жителей города и детального информирования о вашей работе?
- Да, безусловно, наш сайт уже в процессе разработки. Свои жалобы и обращения горожане могут размещать на этом сайте уже сейчас. Мы расписываем эти обращения к исполнению наравне с теми, которые поступают во время приемов или через ЦПАУ. Сайт подключен к Единой диспетчерской службе, в дальнейшем будет присоединен к программе, обслуживающей лицевые счета. Все процессы станут намного прозрачнее.
Но и кроме сайта, мы стремимся, чтобы все действия управляющей компании были максимально открытыми: тарифы по каждому дому вывешиваем на подъездах, встречаемся с людьми при любой возможности.
- Как вы сотрудничаете с горсоветом, находите ли взаимопонимание с депутатами?
- Отлично сотрудничаем. Причем, представители самых разных партий, казалось бы, должны быть по-разному настроенными, но даже в кулуарах сессии резкого разбега мнений по отношению к необходимости поднимать городское жилищное хозяйство не бывает. Мы все понимаем основную общую задачу — двигаться вперед. Никто сознательно не пытается «вредить» или затягивать решение проблем, все отдают себе отчет в том, что партийные команды должны работать для избирателей, на благо города. Во всем поддерживает наши начинания и городской голова А.Л.Белоусов, и директор департамента ЖКХ.
- Если раньше внутридомовые коммуникации теплоснабжения обслуживала теплосеть, то теперь эту работу выполняет управляющая компания. Как решаются проблемы с отоплением, одинаковы ли они для разных районов города?
- Левый берег моложе, здесь и проблем меньше, к тому же до 1 января 2017 года сети здесь обслуживало ООО «Крона», мы включились совсем недавно, и целостной картины еще не имеем. Могу сказать, что проблемы с отоплением везде одинаковы: прорывы сетей, забитые стояки. Есть и специфические моменты, связанные с дополнительным запуском сетей по правому берегу из-за прошлогодней остановки ТЭЦ, но в основном, все проблемы с отоплением упираются в запущенность коммунального хозяйства. Наша основная задача в 2017 году — совместно с департаментом ЖКХ сформировать четкий график капитальных ремонтов жилья, ознакомить с этим графиком население. На жильцов я рассчитываю в плане «слежки» за качеством выполнения этих ремонтов.
- «Слежки» или контроля?
- У некоторых принципиальных граждан это именно «слежка»: почти ежедневно мне звонят с докладами — не туда отнесли мусор, не так его выбросили, дворники появились не утром, а днем. Имеем с населением полное взаимодействие. Что же касается капитального ремонта жилья, на сессии горсовета принято решение о выделении на эти цели 26 млн. грн., что превышает показатель прошлого года. Но для нас не менее важно высокое качество выполнения работ, чтобы ничего не переделывать потом. Пора перестать замыливать друг другу глаза, тогда не будем трубы подвязывать шнурками! У подрядчиков сейчас очень большой объем работы и стараются они делать все не по временной схеме.
- Осторожно спрошу: в качестве подрядчиков вы используете бывших работников городских ЖЭКов?
- Скажу так: мы заключили договоры с молодыми, профессиональными работниками, обеспеченными техникой. Вы сами можете видеть, что аварийные службы уже не ездят на разбитых «Жигулях», и это только внешняя примета. Я уважаю опыт и мудрость старых работников ЖЭКов, они продолжают давать советы, к некоторым из которых стоит прислушаться мне как молодому специалисту. Но время диктует иной темп работы — неимоверный. Тяжело даже молодым, а старшему поколению надо еще осмыслить, повертеть-покрутить ту или иную проблему. Так что с жесткой критикой опытных специалистов — буду работать, с дельными советами — пожалуйста. Но не более того.
«Панорама «Азота», № 3, 19 січня 2017 року