Єдиний простір міської культури
Інтерв’ю начальника відділу культури департаменту з гуманітарних питань Кам’янської міської ради Наталії Ілларіошиної для газети «Панорама «Азота». Автор – Ірина Уварова.
Единое пространство городской культуры
Мы продолжаем серию публикаций, знакомящих наших читателей с руководителями важных для жизнедеятельности города коммунальных предприятий, департаментов и служб Каменского горсовета. Наша сегодняшняя собеседница – начальник отдела культуры департамента по гуманитарным вопросам Каменского горсовета Наталья Анатольевна Иллариошина.
– Чем живет сегодня городская культура, какие последние изменения в этой сфере вам кажутся значимыми?
– Работу отдела культуры Каменского горсовета регламентируют более 23 законодательных актов, а также ряд постановлений и приказов. Как сама система учреждений культуры, так и законодательная база представляет собой весьма разноплановую, многовекторную структуру. Одним из направлений нашей работы является охрана культурного наследия, и в свое время в составе городского управления культуры работал соответствующий сектор. Однако после оптимизации структуры исполнительных органов горсовета этот сектор был сокращен, но направление осталось, и вести его стало сложней. Это немалая часть работы: кто-то хочет сооружать памятники, кто-то – реставрировать, к тому же необходимо выполнять закон о декоммунизации… Нам переданы архитектурные памятники, а общее это хозяйство включает памятники истории, монументального искусства и археологии. Здесь и своя особая законодательная база, и мы как служащие органов местного самоуправления обязаны выполнять все постановления и решения неукоснительно, в том числе и в части декоммунизации.
Мы благодарны городскому голове А.Л.Белоусову, депутатскому корпусу Каменского горсовета за то, что у нас сохранилась полноценная сеть учреждений культуры. Несмотря на сложности с финансированием этой сферы, сохранены школы эстетического воспитания, музеи, библиотеки, прекрасный театр, парки, киноконцертный зал «МИР» – все работают, люди получают заработную плату. По мере возможности укрепляется материально-техническая база учреждений культуры. Конечно, хотелось бы большего – чтобы наша культура выглядела современно, на уровне сегодняшних требований, но, к сожалению, не все получается сразу. В музыкальной школе №1 на ул. Долматова отремонтировали фасад, но внутри все остается старым; музыкальной школе №5 – сильной, интересной, своеобразной – тоже требуется ремонт. Немалых вложений в реконструкцию здания требует и музыкальная школа №3 на Соцгороде, филиалы библиотек также требуют ремонта и обновления. Когда заходишь в эти учреждения – попадаешь в прошлое, на этом фоне резко виден контраст формы и содержания: в наших школах эстетического воспитания очень сильный преподавательский состав, сильны культурные традиции, передающиеся из поколения в поколение, то есть творческая база значительна, а форма – внешний вид – за этим не поспевает.
Сегодня систему учреждений культуры рассматривают в несколько новом качестве как некое организующее начало единого культурного пространства громады. В этом плане каждое учреждение культуры пересматривает систему своей работы. Если раньше от библиотеки требовалось выдать книги читателю, принять прочитанные, – этим и исчерпывалось направление; музыкальная школа должна была обучить ребенка, а кинотеатр – показать фильм, то сегодня «удержать на плаву» корабль культуры сложнее – люди стали требовательнее, информационные технологии ворвались и в эту сферу лавиной перемен. К тому же децентрализация власти, современные требования к системе учреждений культуры диктуют особые условия: наиболее широкое использование всех возможностей, творческого потенциала, новых граней сотрудничества с громадой, создания современных культурных платформ. У нас очень много творчески инициативных людей, которые хотят себя реализовать, поэтому мы и расширяем возможности всех учреждений культуры, подчеркивая одновременно их своеобразие, «изюминку» каждого. В центральной городской библиотеке, к примеру, недавно открыт центр коворкинга – платформы для общения, обучения, работы. ЦБС выигрывает много грантов, и мы уже сейчас можем говорить, что центральная библиотека соответствует практически на 100% профессиональным, творческим требованиям современности. Обновляется здесь и материально-техническая база, и подходы к деятельности библиотечной системы.
Особое место в городе занимает Академический музыкально-драматический театр им. Леси Украинки. Многие помнят, каким был театр в 90-е годы, когда на спектакли приходило 10-20 человек. Сейчас театр востребован, на премьерах аншлаги. Это говорит о том, что жители города нуждаются в театре, а театр – в своих зрителях. Театр стал визитной карточкой нашего города, неотъемлемой частью его культурной жизни.
А еще очень хотелось бы, чтобы в городе был настоящий муниципальный духовой оркестр.
Сейчас в сфере культуры мы практикуем новые формы работы: проводим флеш-мобы – танцевальные, исполнительские, стали популярны ночи кино, сотрудничаем с общественными организациями. Замечательным получился флеш-моб саксофонистов, который организовали педагоги детской музыкальной школы №6: на площадь вышли играть дети и выпускники музыкальных школ со своими инструментами, получился великолепный концерт.
– Понятно, что перед вами не ставится задача минимизировать затраты бюджета на учреждения культуры, превращая их в некие самоокупаемые объекты… Но у нас есть немало легендарных – именных школ, где достаточно, наверное, только поддерживать потенциал...
– Да, конечно. У каждой школы эстетического направления есть своя особенность. Школа искусств Альберта Роже больше работает с хоровыми коллективами, причем настолько успешно, что прославилась далеко за пределами города и области. Музыкальная школа №5 сильна музыкантами, основательной исполнительской базой, в школе №3 получили развитие народные инструменты. Левобережная школа искусств, детская музыкальная школа №6 умело внедряют достижения педагогического опыта, развивая и поддерживая творческий потенциал талантливых детей, и дают им возможность выступать с концертами в рамках детской филармонии, работы учащихся детской художественной школы имени Першудчева всегда получают высокую оценку. Все замечательно работают, но «варятся» в собственном соку. Мы проводили выездные совещания на базе разных школ, чтобы посмотреть, как работают коллеги. Для многих такие встречи оказались полезными, это закономерно, я считаю, что все работники культуры должны быть объединены – не только территорией, но и общими интересами – мы делаем одно дело, и оно может стать намного интереснее, если усилия будут объединены, если потенциал каждого будет подчеркнут или оттенен общей синергией. Для чего дети ходят в музыкальные школы? Мы должны научить их уважать и понимать искусство, эта задача крупнее узкоцелевой – научиться исполнительскому мастерству. Такие дети становятся носителями общей культуры и уже ведут себя в обществе иначе, их мировоззрение формирует культурные навыки, традиции, привычки. Эта задача, по сути, и объединяет всех нас. В День города мы хотим, к примеру, провести флеш-моб хоровых коллективов – больше 100 человек сводного хора музыкальных школ соберутся на одной из площадей города, думаю, что это будет красиво, замечательно.
Хочется отметить, что в прошлом году при поддержке народного депутата Украины Александра Дубинина культурные достижения города были представлены на выставке в кулуарах Верховной Рады Украины.
– В чем проблемы сферы культуры города? У нас представлены коммунальные, ведомственные, областные площадки (театр, ДК «Химик», ДК им. Горького, кинотеатр «Мир») – возможно ли их объединить на современной платформе единого культурного пространства?
– Проблема в том, что в Каменском нет городского клубного учреждения. Рассматривать театр им. Леси Украинки как площадку для реализации культурных творческих потребностей горожан в полной мере невозможно, – это театр, здесь идет постоянная работа, и вклиниваться в график театра с отчетными концертами школ, шоу-программами, культурными акциями проблематично. Ведомственные ДК имеют идеальные площадки, но это оплата аренды, транспортные расходы, в общем, финансовые затраты. Сделать большой концерт или шоу можно только в театре, но театральная сцена несколько отличается от клубной, да и формат здесь свой. Надеемся на «Новую сцену» театра, так теперь мы называем ДК им. Горького. На этом объекте идет капитальный ремонт, город вкладывает в это учреждение немало средств. Надеемся, что после ремонта в его стенах найдут для себя занятие как профессионалы, так и аматорские детские и взрослые коллективы.
Мы тесно сотрудничаем с музыкальным колледжем. Духовой оркестр из студентов является постоянным участником городских мероприятий. На базе колледжа повышают свой методический уровень преподаватели школ эстетического воспитания города. На сцене колледжа постоянно проходят региональные и городские конкурсы исполнительского мастерства. Визитной карточкой колледжа стал этноколлектив «Спиваночки», который исполняет казацкие песни Днепропетровщины – это объект нематериального культурного наследия, который охраняется ЮНЕСКО.
Не объединены в городе мастера вышивки, живописи, скульптуры и других видов народного творчества. На базе библиотеки созданы прекрасные клубы, но всех желающих они объединить не в силах. А ведь много проводится конкурсов, где городу предлагают показать именно аматорское, любительское искусство, познакомить с людьми-открытиями. Многое делает в этом плане наш музей истории города, но он больше работает с профессиональными мастерами, знакомя жителей города с их творчеством. А хотелось бы, чтобы у нас была площадка, которая позволяла бы творческим людям состояться как мастерам аматорского творчества. Талантливых людей у нас очень много, и все они так или иначе хотят показать свое искусство, самореализоваться, найти точки для общения в том же культурном пространстве города. Бывая на профильных семинарах в других городах, всегда задумываюсь: люди иногда из ничего делают что-то, а у нас так много истинных, многогранных талантов, которым цены нет. В том-то и уникальность Каменского: город рабочий, а в нем столько творческих людей с высокими культурными запросами.
– Временно отвлечемся от собственно культуры, объясните, куда делось из названия вашего управления слово «туризм» – было ведь управление культуры и туризма…
– У нас «забрали» это направление, передав эти функции департаменту экономического развития. А в масштабе области Днепропетровская структура именуется управлением культуры, национальностей и религии. Здесь каждая громада действует и рассуждает по-своему. Самым проблемным, повторюсь, для нашего отдела культуры остается вопрос охраны культурного наследия. В слове «охрана» скрывается такой смысл: не охранять, а сберегать – в нормальном состоянии, в надлежащем благоустроенном окружении. Есть требования к охранным зонам, к цвету и виду памятного знака – это все должно соблюдаться. В городе есть памятники, рекомендованные для внесения в государственный реестр Украины, их у нас 23 – и они охраняются. Чтобы проводить возле таких памятников какие-то работы, а тем более ремонтировать их, нужно согласование с областным центром охраны культурного наследия. Памятниками, которые не внесены в Государственный реестр Украины, занимается департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства. Практически у всех памятников отсутствуют паспорта (оформление таких паспортов стоит около 50 тыс. грн, финансирование не выделяется), из-за этого возникает масса проблем… Ежегодно мы обследуем состояние памятников и памятных знаков, обращаемся к соответствующим службам, если нужно что-то отремонтировать или привести в порядок территорию вокруг. Не всегда согласовывается с нами выполнение таких действий, пример этому видел в прошлом году весь город: когда памятник «Т-34» на левобережье вдруг выкрасили в бирюзовый цвет… Сейчас с этим все в порядке, а поначалу отношение иногда встречалось такое: какая разница, бирюзовый или зеленый, главное, чтобы стоял, а не падал... Что касается городских мест притяжения, то есть у нас мечта создать аллею мастеров, как в Киеве на Андреевском спуске, как во многих других городах. Было в свое время даже предложение разместить ее в районе цветочного рынка на пр. Свободы, но, думаю, целесообразно оформить ее в зеленой зоне между монументом «Прометей» и площадью Героев. Это очень уютное, красивое, достойное место. И своим людям, и гостям показать было бы не стыдно. Хочется поднять престиж культурного пространства города, привлечь меценатов, депутатов. Культура нас меняет. Делает добрее, отзывчивее, духовно богаче.
В формировании такого пространства, поверьте, есть большая потребность. Приведу такой пример: на время реконструкции центрального парка закрылась танцевальная площадка, где собирались люди пожилого возраста. Мы предложили им альтернативный вариант – площадку у кинокомплекса «МИР». И получилась очень интересная ситуация: через час к пенсионной дискотеке подтянулась молодежь, подошли люди среднего возраста – все танцевали, все общались, и всем понравилось. Теперь по выходным там открывается танцевальная площадка для всех. Община верующих, которая арендует в «Мире» помещение, даже попросила перенести начало танцев на час позже, чтобы получить возможность после службы поучаствовать в мероприятии.
– С чем бы вы хотели обратиться к нашим читателям, к горожанам?
– Хотелось бы, чтобы люди активнее откликались на все культурные инициативы города. Бывает иногда очень обидно: проводятся в городе уникальные фестивали международного масштаба, и рекламируются они в достаточной степени, но люди в массе своей не совсем активны. Никуда от вас не денется диван и телевизор, если есть уникальная возможность пообщаться с мастерами культуры вживую, посмотреть на работы мастеров, первыми увидеть киноленты, привезенные на «Мамай-fest». Такое живое общение с живой культурой, наверное, требует каких-то внутренних усилий, но мы очень хотим разбудить в людях желание культурного общения. Удивительной бывает и наша психология: если я заплатил за билет, то уж точно приду, а если для тебя что-то не менее ценное в культурном плане делается бесплатно, «явка» почему-то становится не обязательной. А это большой труд людей, ждущих вашего участия и ваших пожеланий.
«Панорама «Азота», № 26, 29 червня 2017 року