Стихійні ринки та доводи сумління

опубліковано: 30 жовтня 2017 оновлено: 30 жовтня 2017

Інтерв’ю виконувача обов’язків директора комунального підприємства Кам’янської міської ради «Благоустрій» Сергія Жилка для газети «Панорама «Азота». Автор – Ірина Уварова.

Стихийные рынки и доводы совести

Мы продолжаем серию публикаций, в которых знакомим читателей «Панорамы «Азота» с руководителями значимых для жизнедеятельности Каменского государственных служб, коммунальных предприятий, департаментов Каменского городского совета. Наш сегодняшний собеседник — и.о. директора  коммунального предприятия «Благоустрій» Сергей Александрович Жилко.

- Вы назначены на должность руководителя коммунального предприятия «Благоустрій» совсем недавно, и задачи предприятия значительно расширены. Расскажите об этом подробнее.

- Какие проблемы должно решать предприятие «Благоустрій», понятно из самого его названия. Одна из таких задач — ликвидация стихийных рынков. То, что мы сегодня делаем в этом направлении, — не показательные выступления, не рейдовые разовые мероприятия. Хотя в местных газетах уже появились броские заголовки: «Конец эры стихийной торговли!», «Борьба со стихией». Я не люблю пафоса, не пытаюсь учить журналистов, но, по-моему, важнее сейчас понять проблему, разобраться в путях ее решения выдержанно и по-деловому.

Люди торгуют где угодно и чем попало, поскольку в наше очень непростое время многие только так и могут выживать, хоть что-то зарабатывать. Они стараются избежать платы в целом на рынке и занимают участки городских территорий по собственному выбору. В Каменском действуют сегодня около 20 предприятий рыночного хозяйства, все о них прекрасно знают, на всех рынках торгующие платят определенную сумму – «местовое», обеспечивается порядок, цивилизованные условия для продавцов и покупателей, чего не скажешь о стихийной торговле.

Я провел встречу с директором Центрального рынка Константином Саусем, мы детально обсудили варианты решения проблемы стихийных рынков, в итоге пришли к договоренности о том, что администрация Центрального рынка пойдет нам навстречу, предоставит торговые места на своей территории. На сегодняшний день эти обязательства выполнены — предоставлена территория на 6 рядов для людей, торговавших на улицах, это порядка 300 мест с правом бесплатной торговли. Такие ряды ярко обозначены красными табличками, и люди сразу их замечают. Кроме этого, за этими местами, как и в целом по рынку, закреплены контролеры, которые встречают торгующих, помогают расставить товар, консультируют, то есть человек чувствует внимание к себе, не попадает в дискомфортные условия «не знаю куда». Инспекторы КП «Благоустрій» проводят разъяснительную работу — подчеркиваю, разъяснительную — мы не заставляем, не выгоняем, а предлагаем людям переместиться на Центральный рынок.

Кроме разъяснений и рекомендаций, инспекторы нашего предприятия выдают торгующим специальные разрешения от администрации Центрального рынка сроком действия до конца 2017 года, а со следующего года, как пообещала нам дирекция Центрального рынка, эти разрешения на бесплатную торговлю на территории рынка будут продлены. Я считаю это достаточно справедливым решением. Сказать, что цены на продукты у торгующих на стихийных рынках ниже, чем на предприятиях рыночной торговли, нельзя. На стихийных рынках действуют так: человек вышел из маршрутки, встал где-то тут же рядом, осведомился о средних ценах у соседей — и работает. Я сам недавно покупал помидоры: на Центральном рынке нашел их по цене 5 грн за килограмм, а на «стихийке» – по 8,50 грн. А здесь нужно учитывать и тот факт, что на цивилизованном рынке продавцы пользуются измерительной техникой — весами, прошедшими поверку, люди к этому приучены давно. На таких рынках есть контрольные весы, контролеры, к которым можно обратиться с жалобой, администрация рынка на это реагирует молниеносно, то есть, все вопросы, которые возникают, сразу решаются на месте. Людей понять можно, тем более, сейчас такие цены!.. Также инспекторами КП «Благоустрій» проводятся мероприятия в центре города на Майдане Героев, где стихийная торговля существует давно: люди с рук продают и молочные продукты возле Дома быта, возле остановок транспорта посреди города размещена торговая точка с чулочно-носочными изделиями, достаточно большая, и ведут здесь торговлю безо всяких разрешительных документов.

- У населения часто складывается мнение — не трогали бы уже бедных старушек, торгующих укропом…

- Я не беру на себя ответственность утверждать, что это мнение сейчас превалирует в обществе. Наоборот, за месяц с небольшим с начала работы нашей инспекции с привлечением к этой работе полиции я слышал больше слов благодарности, чем каких-то возмущений. У меня есть фамилии и адреса людей, живущих по ул. Мурахтова, которые нас благодарят. До сего времени я этого не афишировал: работа есть работа, и она делается на пользу жителей города. Инспекторы работают с 6.30 до 17.00, и жители одного из домов на этой улице даже предлагают им зайти в павильончик во дворе, угощают чаем и кофе. Они видят, что происходит, и относятся к такой работе с одобрением. Если и возникают жалобы, это только потому, что люди не информированы, либо получили информацию неполную и неточную. Кто-то уже называет нас новым отделом полиции, но те люди, которые получили разъяснения наших инспекторов, только благодарят.  Когда мы проводили первые мероприятия, к нам подошла молодая девушка лет 17-ти и сказала: «Спасибо вам большое». Я удивился поначалу, когда выяснилось, что она благодарила нас не от имени жителей дома возле стихийного рынка — живет совсем в другом районе, — а лично от себя, объяснив все коротко и ясно: «Я хочу жить в чистом городе!». Мы привыкли, что молодежь обычно индифферентно, совершенно равнодушно относится к коммунальным проблемам, если они напрямую не затрагивают ее интересы, а тут девушка поблагодарила и сказала, что считает справедливым то, что мы не ликвидируем стихийную торговлю, никого не выгоняем, а разъясняем, как будет лучше и удобнее всем горожанам, и предлагаем альтернативу стихийным рынкам. Мысль достаточно грамотно сформулирована. Да, на ул. Мурахтова есть еще с чем работать, это не одноразовое мероприятие, мы будем действовать постоянно. Уже понятно, что инспекторов не хватает, хотелось бы штат увеличить, но для того, чтобы это сделать, коммунальное предприятие должно быть самодостаточным.

В перспективе наша работа может выглядеть так: убрали стихийный рынок, благоустроили территорию, привели все в порядок. Появится диалог с другими коммунальными предприятиями, возможно, и с предпринимателями, имеющими гражданскую позицию. Я бы приветствовал, чтобы горожане напрямую общались с нашей службой, приходили на наше предприятие, обсуждали насущные проблемы.

Я не просто слушаю людей — я их слышу, и хотя не в силах что-то поменять глобально, но все то, что мы делаем — плод большой совместной работы. Начинать каждый должен с себя, не жаловаться, не ныть, а работать. Есть хорошая поговорка: глаза боятся, руки делают, так что сначала сделай, что положено, а потом определишь, стоит ли жаловаться на каждом шагу, превращая это в профессию, или все же упорно продолжать работать, пока не увидишь позитивных изменений. Меняем себя и идем вперед, людей надо слышать, и это городские власти понимают.

Стихийные рынки — это не единственная проблема коммунального предприятия, но на сегодня мы работаем в этом направлении, поскольку это актуальная задача. Мы переведены в подчинение департаменту муниципальных услуг и регуляторной политики и в соответствии с новым уставом предприятия работаем в сфере потребительского рынка.

Мы планируем провести встречу с директорами всех действующих на территории Каменского легальных рынков и на примере проделанной работы предложить модель сотрудничества. Ведь даже первый опыт работы с Центральным рынком показывает хорошие результаты. Мы это видим сами, знаем не просто со слов покупателей и горожан. Был случай, когда, консультируя инспекторов, я увидел пожилую женщину, которая прямо к нам направлялась. Обратилась ко мне с просьбой: «Внучек, помоги дотащить до рынка сумку с товаром — овощи пришла продавать». Я помог ей, конечно, ведь хорошо понимаю, как важно сегодня проявлять уважение не только к пожилым, но и друг к другу. Рынок — это всегда конкуренция, есть цены, качество товара, каждый определяет выбор по своим возможностям, но люди, давно торгующие на Центральном рынке, говорят, что с приходом «стихийщиков» овощные ряды ожили. И потом — с перемещением «стихийщиков» рынок получил и большее число покупателей, это только на пользу легальным рынкам.

Что касается «блошиных» рынков, то сказать, что их насильно куда-то загоняют, нельзя. Была договоренность, что по ул. Широкой люди не торгуют, завсегдатаям этих «торговых мест» выданы такие же разрешения на бесплатную торговлю на Центральном рынке, им дали право выбора. Чем закончится эпоха «блошиных» рынков, какое будет принято решение, покажет время, но разгонять людей никто не собирается. Компромисс найдем, о ликвидации этого рынка речь не идет.

В свое время я работал директором Петриковского рынка, и принципиально считал нужным изучить на своем опыте работу каждого сотрудника: парковщика, весовщика, рубщика мяса, продавца, — только так можно четко понять суть проблем и найти пути их решения, базируясь на этом опыте, а не на пересказе проблемных вопросов работниками или же сплетнях. Если решение принять бывало тяжело, я прислушивался исключительно к доводам совести.

«Панорама «Азота», № 38, 26 жовтня 2017 року