Містяни оцінять не слова й наміри, а конкретні справи
Інтерв’ю заступника Кам’янського міського голови Олександра Масленкова для газети «Панорама «Азота». Автор – Ірина Уварова.
Горожане оценят не слова и намерения, а конкретные дела
Мы продолжаем серию публикаций, знакомящих читателей «Панорамы «Азота» с руководителями наиболее значимых для жизнедеятельности города департаментов городского совета и коммунальных предприятий. Наш сегодняшний собеседник — заместитель городского головы Каменского Александр Васильевич Масленков.
- Каковы наиболее острые проблемы отрасли ЖКХ на данный момент?
- На фоне того, что хорошими темпами ремонтировались дороги, восстанавливалось наружное освещение, открывались новые коммунальные объекты благоустройства: детские площадки, фонтаны, — все меркнет из-за коммунальных тарифов. Эта проблема — увеличение тарифов — не городской власти. Суть в том, что постоянно растет стоимость энергоносителей, основной составляющей тарифов. По теплоснабжению размер тарифа — вообще заоблачный, и здесь единственный выход — убеждать население оформлять субсидии. Но кто-то не доверяет государству, кому-то некогда, поэтому общая картина в целом далеко не радужная.
- Давайте все же уточним, что город реально утверждает только тариф по квартплате, остальные определяет национальная комиссия…
- Да, мы подаем расчеты, утверждает тарифы НКРЭ КП, 85% тарифа на тепло — это стоимость газа. Остальное: амортизационные отчисления, бензин, зарплата работников — это мелочи. О чем говорить? Хотим ремонтировать сети — тариф будет установлен на уровне 50 грн. за кв.м, это полный бред. Груз платежей ложится на население, такова нынче наша экономика. Я благодарен городскому голове, нашим депутатам за поддержку отрасли ЖКХ. Даже финансовая помощь коммунальным предприятиям дорогого стоит. Нынешний отопительный сезон особенно четко проявил все недоработки прошлых лет, накопленные долги свалились на город скопом, а поставщиков газа не интересует, откуда возьмутся 10 млн.грн. на оплату текущих расходов. Уровень оплаты населения за теплоснабжение минимальный, и для решения срочных проблем львиную долю расходов берет на себя городской бюджет, но и он не резиновый. Надо понимать, что горсовет, выделяя финансовую помощь теплосетям, оплачивая газ, неизбежно сокращает расходы на ремонт дорог и другие важные направления. В этом — наши основные проблемы. Но унывать не стоит, мы уверенно движемся вперед, на все новые вызовы реагируем оперативно.
- Вы упомянули о низком уровне оплаты коммунальных услуг, но проблема эта обоюдоострая и остается актуальной много лет…
- Законодателем не предусмотрен механизм взыскания задолженности, и пока так будет продолжаться, проблем не решить. Тот же горводоканал пытается взимать долги в судебном порядке. А исковое заявление — только одно — стоит 1,5 тыс.грн. Это означает, что нужно найти свободные средства (за счет дисциплинированных плательщиков, других денег нет) и направить на оплату искового заявления. Даже после позитивного решения суда, оно попадет в исполнительную службу — на самый верх огромной кипы подобных документов — и будет там оставаться годами. И заметьте, на сегодня это единственный законный способ взыскания задолженностей. Ограничивать предоставление услуг нельзя, это не гуманно… А как же поступают облэнерго и горгаз? Они тоже монополисты на рынке коммунальных услуг, но ведут свою деятельность по другому законодательству: у них есть правила пользования электроустановками, газовый распределительный кодекс, и регулировать предоставление услуг они могут, пользуясь глубоко пролоббированными в свою пользу законодательными актами.
Повторюсь, делается в отрасли ЖКХ многое, думаю, что все позитивные изменения люди видят, надеюсь, что стабильное движение сохранит темп и объем в будущем. Есть хорошие перспективы, мы видим все минусы и плюсы, понимаем, как решать многие вопросы. Приведу один пример: у нас потребление электроэнергии на освещение улиц возросло в 10 раз, а это говорит о том, что в 10 раз больше улиц города получили свет. Много детских площадок создано, благоустроены скверы, неплохо налажена система уборки территории города. Есть временные сложности с вывозом мусора, но мы их преодолеем. Услуга вывоза мусора выведена из тарифа квартплаты, я рад, что депутаты в этом вопросе проявили разумную политическую волю. Ведь раньше мы платили за вывоз мусора, исходя из… площади квартиры, а не числа прописанных в ней людей. Понятно, что мусор формируют не квадратные метры, а люди, но система эта ненормальная, когда бабушка в трехкомнатной квартире платила за 60 кв. м, а семья в однокомнатной за 20 кв. м, долго оставалась незыблемой. Наконец принято верное решение, все наладится. Планируем мы внедрить евроконтейнеры, многие города, даже Верхнеднепровск и Кременчуг, давно их используют, а мы все еще высыпаем мусор в ящики, ловим его, собираем, тратим кучу денег на трудовые ресурсы.
- Вернемся к тарифам. Чем можно объяснить рост квартплаты и что означает пункт «винагорода управителю»?
- Тариф возрос незначительно, до этого времени он назывался так: «Тариф на обслуговування житлового фонду та прибудинкових територій». Имел он 12 составляющих: освещение лестничных клеток, обслуживание лифтов и другое. Что означает «и другое»? Это расходы на распечатку платежек, обработку информации. Сейчас законодатель назвал эту составляющую «винагорода управителю», но, кроме названия, ничего не поменялось, а тариф незначительно увеличился. Экономически обоснованный тариф должен составлять порядка 7 гривен за квадратный метр – это колоссальная сумма, но мы не пошли на такое повышение тарифа, оставив его практически неизменным. Небольшое повышение тарифа связано с ростом цен на электроэнергию (освещение лестничной клетки, лифты). Где ЖЭК возьмет дополнительные средства? Поэтому у нас и не латались крыши, не ремонтировалось жилье. Выход из этой ситуации такой: выведение из квартирной платы услуги по вывозу мусора и затрат на выполнение текущих ремонтов. Всё это мы положили на городской бюджет. Остались обязательные услуги ЖЭКа, и это уже то, за что вправе спрашивать и власть, и население. В бюджете заложены деньги на текущий ремонт, за счёт чего мы сможем восстанавливать крыши, ремонтировать подъезды, не полагаясь на ЖЭКи, у которых всегда денег нет (потому что население не платит). Сейчас в наш адрес поступает немало критики: всё неправильно, всё не так делается. Но пройдет год-полтора, люди увидят, как механизм работает, и всё будет нормально.
– Но повышение тарифов всё-таки произошло, здесь критика правомерна...
– Люди всегда воспринимают такие вещи очень критично. Думаете, мне самому нравится тариф за газ? Оформление субсидии – единственный выход, к чему я и призываю население. Иначе не проживем, город не сможет расплачиваться за газ. Никто сейчас ничего не дает в долг, монополисты остаются монополистами.
– Представим идеальную картину, что население будет платить за все коммунальные услуги стопроцентно. Это ведь не решит проблем. Раньше компенсацию разницы в тарифах выплачивало государство, что происходит сейчас?
– К сожалению, на сегодняшний день разницу в тарифах не компенсируют. И эта разница возникает не на пустом месте. Простой пример. В мае 2016 года повышается стоимость электроэнергии, а у нас горсовет только с 1 августа утверждает тарифы по горводоканалу, национальная комиссия заседает вообще раз в полгода. То есть государство не хочет брать на себя компенсацию, а местный бюджет не имеет возможности. Наши монополисты намного быстрее повышают стоимость энергоресурсов, чем успеваем отреагировать мы или НКРЭ. Проблема есть, но наша система однозначно заработает нормально: вывоз мусора, работа дворников – всё наладится. И потом, у людей всегда есть выбор: не нравятся ЖЭКи – создавайте ОСМД.
– Вы курируете еще и направление гражданской защиты населения и чрезвычайных ситуаций. Прокомментируйте недавнюю аварию в речпорту.
– Мы как раз сегодня [26 січня] собрали заседание городской комиссии по техногенно-экологической безопасности и ЧС, приняли ряд решений, начальник городского управления полиции сообщил, что открыто уголовное производство по случаю этой аварии, найдены основания для доступа на территорию речпорта. Все службы уже разбираются: госгорпромнадзор, водхоз, экологические инспекции.
– Это ЧП создает реальную угрозу городу или реке Днепр?
– СМИ сообщают о разливе 300 тонн топлива. Но, по-моему, плавучий кран не имеет физической возможности использовать столько топлива. Но даже если какой-то объем топлива попал в реку, водозабор города находится на 15 км выше по течению, паниковать не нужно. Картину мы изучим объективно, если обнаружится серьезное пятно, будем его локализовать. Отреагировали как положено, люди работают.
– Как вы оцениваете готовность города реагировать на ЧС?
– Нам есть над чем работать, но на данный момент в этом направлении всё нормально, можно судить об этом по ситуации, которая складывалась в Романково с ремонтом газопровода. Слаженная работа всех служб была налицо. Хочется отметить предприятие РЭС облэнерго: при такой просадке напряжения у нас практически не было отключений. Работали бригады, были развернуты тепловые пункты, дежурила скорая помощь. Отлично показала себя единая диспетчерская служба. Кстати, деятельность ЕДС демонстрирует высокий уровень эффективности. Недавно ко мне приходили люди, спрашивали: «А как вот, к примеру, человеку определить, приедет к нему «аварийка» или нет?». Объясняю, не нужно человеку ничего самому определять, он должен просто набрать номер телефона ЕДС, и всё. Диспетчеры настолько профессиональны, что разберутся во всем сами, механизм ЕДС работает замечательно, нет такой проблемы в городе, когда человек не знает, куда звонить. Это очень важно. Возвращаюсь к ситуации с газопроводом в Романково, – здесь четко среагировали и районные администрации, и социальные службы, и ГСЧС. За сутки мы справились, до этого больше было паники и нагнетания проблем.
Замечания заслуживает только Горгаз в том плане, что затянули изначально с работой по этому газопроводу, зато в морозы мы вошли с новой газовой трубой, нет никакой опасности. Кто знает, что могло случиться в этой балке? Там – трамвайная линия, высоковольтная линия, заправка, люди живут рядом. Решение в целом было принято правильное, среагировали вовремя, на будущее выводы сделаны.
– В вашем ведении находится архитектурно-строительный контроль. Вопросы ГАСК всегда были больной темой для города, ведь эта структура долгое время была областной.
– Сегодня по ГАСКу нам есть о чём говорить. В рамках программы децентрализации, благодаря усилиям мэра Каменское стало одним из первых городов, получившим полномочия ГАСК. Что нам это дает? Во-первых, намного легче стало сейчас оформлять все декларации по строительству. И, во-вторых, борьба с «самостроями» и незаконными перепланировками теперь намного эффективней. Достаточно жалобы как основания для проверки. Штрафы здесь очень большие, поверьте. Как результат — пополнение бюджета: с августа 2016 года работает эта служба, за это время бюджет пополнен на 40 тыс. грн за счет штрафных санкций и взысканий, и на 340 тыс. грн оформлено судебных исковых заявлений. Говорю об этом не в плане запугивания, просто не должно быть в городе строительного хаоса.
- А уже построенных объектов это касается? Беда Соцгорода, к примеру, –остановочные торговые комплексы, создающие угрозу безопасности людей.
- Касается, конечно. У нас же «самодеятельные» застройщики юридически хорошо подкованы и считают себя неподсудными. Но когда приходит ГАСК, проверяет документы, выясняется, что объект торговли, работающий несколько лет, по документам... не введен в эксплуатацию. Это уже основание к штрафным санкциям. Серьезно работает эта система, эффективно. Раньше месяцами не могли декларацию получить на ремонт кровли, сейчас все делается быстро, оперативно, замечания устраняются по месту.
В целом, скажу: мы работаем открыто, прозрачно, все, что делается в городе, люди видят, да и мы видим все нынешние проблемы. Работаем. И, надеемся, горожане сумеют правильно оценить эту работу. Не слова и намерения, а конкретные дела.
«Панорама «Азота», № 5, 2 лютого 2017 року