«Чистота – це наша робота»
Продовжуємо серію інтерв’ю, взятих редактором газети ПАТ «ДНІПРОАЗОТ» «Панорама «Азота» Іриною Уваровою у керівників комунальних підприємств Кам’янського. Чергова публікація – інтерв’ю з директором КАТП-042802 Віталієм Чернявським.
Чистота – это наша работа. А дело – общее
Мы продолжаем знакомить наших читателей с руководителями коммунальных предприятий города. Сегодняшний наш собеседник – директор КАТП-042802 (вывоз отходов) Виталий Чернявский.
- Какие первоочередные задачи ставит перед КАТП городская власть?
- Сейчас перед нами стоит задача по максимуму заключить договора на вывоз отходов с жителями частного сектора. На сегодня это основная проблема. У нас около 20 тыс. абонентов по каждому району, но что касается Днепровского и Заводского районов, там более-менее отлажена система вывоза ТБО (твердых бытовых отходов) из частного сектора, а Южный район сильно запущен, здесь долгое время никто этим не занимался. Департамент ЖКХ уже провел конкурс по отбору претендентов на оказание услуг по вывозу ТБО. Обратите внимание, что не решением исполкома определится исполнитель работ, а через конкурс. Для чего это сделано? Есть у нас одна частная компания, работающая с 2008 года по вывозу мусора из коммунального жилого фонда и частично из домов частного сектора. Городской голова А.Л.Белоусов пошел на то, чтобы объявить конкурс как раз для усиления ответственности перевозчиков. Когда есть решение исполкома – и только, предприятие может работать как захочет, а конкурс требует четкого обозначения всех условий: маршруты, графики, качество работ. Если предприятие нарушит эти условия, то департамент ЖКХ вправе расторгнуть с ним договор и отдать право выполнения работ другому перевозчику. Конкретная задача перед нами поставлена – навести порядок в городе. С приходом А.Л.Белоусова уже очень много сделано для ликвидации стихийных свалок: мы вывезли тонны отходов из частного сектора.
Почему свалки создавались и накапливались? А у людей не было альтернативы, не было нормальной системы вывоза отходов. Все балки, овраги засыпаны ТБО. Весной мы постарались их ликвидировать по максимуму, на сентябрьской сессии горсовета будем просить депутатов о выделении средств на полностью самостоятельный вывоз мусора из стихийных свалок (до этого ими занимался кто угодно). Мы готовы ликвидировать все свалки по городу. Их очень много, посмотрите хотя бы на свалку в частном секторе по ул. Чапаева, где ситуация просто пиковая.
Встречаемся сейчас с председателями квартальных комитетов по проблемам вывоза отходов из частного сектора. Контейнерной системы люди не хотят, остановились мы сейчас на подворном вывозе, когда хозяин дома выставляет мусор за ворота в мешках или пакетах, а машина с задней загрузкой по определенным дням (как людям будет удобно) забирает мусор по графику. Пока все упирается в оплату этой услуги – насколько много мы сумеем заключить договоров. На сегодня новый тариф, утвержденный исполкомом горсовета, составляет 7,77 грн. с человека в месяц (прежний тариф – 4,41 грн.) при норме накопления 2,2 куб. м в год.
- Это касается частного сектора?
- Да, именно его. По жилому фонду коммунальной собственности есть финансовая помощь (чтобы не поднимать квартплату), и тариф составляет 24 грн. за куб.м – рассчитываются с нами ЖЭКи. Мы готовы выполнять намного больше работы, но готовы ли люди платить больше – это вопрос. Скажу честно, наш тариф – не самый большой. Я объездил немало городов и, к примеру, в Кременчуге система вывоза мусора налажена очень хорошо как по частному, так и по коммунальному сектору. С частным сектором заключено 95% договоров, уровень оплаты составляет 97%. Это хорошая работа при тарифе 15 грн. с человека. С этих 15 грн. они выплачивают эконалог, утилизацию отходов. Город такой же по численности, как у нас, но у них прекрасно налажена и сортировка ТБО. Все контейнеры установлены на «красных линиях», а не во дворах, поэтому мусоровозы никому не мешают. Мы к этому тоже рано или поздно придем, по программе развития нашего КАТП на днях мы представили мэру и департаменту ЖКХ проекты закупки новых машин-контейнеровозов. Объем контейнера 3,2 куб. м, он полностью закрыт: мусор не разлетается, собаки его не растаскивают, бомжи не воруют, его и стронуть с места невозможно. Хочу внедрить это в нашем городе, пилотным районом станет левобережный массив. Для этого проекта мы закупим две машины и установим современные контейнеры. С внедрением такой системы решается проблема антисанитарии, да и дворники не будут собирать мусор по дворам. Требуется по программе порядка 30 млн. грн. на приобретение 2 мусоровозов и около 330 контейнеров для 66 мусорных точек по левому берегу (3 контейнера – под сортировку, 2 – под ТБО). Этого объема вполне достаточно для левого берега по нормам накопления. Дальше посмотрим, как будет развиваться программа, но следующим районом по внедрению новой системы станет БАМ – надо помочь главе Южного района С.С.Колисниченко, она неоднократно обращалась с просьбами навести порядок на БАМе.
За счет областного бюджета для нашего КАТП приобрели на днях 4 новых мусоровоза под евроконтейнеры. В сентябре ожидаем поступления 400 таких контейнеров. Установить их планируем на территории бюджетных учреждений: детсадов, школ, больниц. Как только я озвучил эту программу, заказы посыпались лавиной: ежедневно поступает звонок от моих коллег-депутатов, каждый просит установить контейнеры в своем округе, только бы убрать привычный для нас ужас – полуразрушенные старые коробки с шапками мусора. Будем постепенно от этого избавляться.
Когда я пришел на эту должность – в марте 2016 года, то сразу сказал всем водителям: машины – мыть, чистить, красить. Стереотип восприятия мусоровоза как грязь и вонь нужно убирать. Заезжаешь в парк – машину помой, на линию выезжай на чистой, аккуратной технике. Хотим жить как в Европе, давайте все для этого делать. Поддержка есть и со стороны коллектива, и со стороны потребителей наших услуг. Если жители частного сектора раньше по большей части безразлично к этому всему относились, то сейчас многие сами просят, чтобы вовремя вывозили отходы. Есть, конечно, и такие, кто за чей-то счет хочет решить все проблемы – подсыпать мусор в чужой контейнер или по-прежнему накапливать свалки. Я так считаю: мы обязаны создать все необходимые условия для сбора и вывоза отходов, потом уже требовать от людей порядка.
- Характер стихийных свалок в городе типичен, они возрождаются неизменно через неделю-другую после уборки. Что с этим делать?
- Я приведу в пример свой микрорайон, живу я недалеко от места работы, у нас тоже большой частный сектор – 6 тыс. населения. В районе много балок и оврагов, и все засыпаны мусором. К примеру, участок на Ярославской улице постоянно завален бытовыми отходами. Я перекрыл оба подъезда к этому участку бетонными блоками и установил таблички: мусорить запрещено. После этого попросил выехать на место административную комиссию исполкома вместе с участковым. Разъяснили людям, что выбрасывать мусор здесь запрещено, будем штрафовать. Месяц-два прошло, чистота и порядок налицо. Должны работать такие комиссии, нужны еженедельные рейды по проблемным местам, тогда, уверен, – будет порядок. Объясняю людям, когда ловлю на нарушениях: вам же здесь жить, вы же взрослые люди, детей воспитываете. Наши балки в этом районе в былые времена были прекрасным местом отдыха – Брестская, Кизлярская, Чапаева. Здесь даже футбольные турниры проходили. Сейчас все подходы к балкам завалены мусором, там тонны битого кирпича, черепицы, шифера: частник жалеет 60 грн. заплатить за вывоз мусора на свалку, и засыпает им дороги. Выписать надо такой штраф, чтобы на эти деньги можно было убрать всю посадку. Ну, подумайте, в каких условиях мы росли, и что сегодня оставляем детям? Сплошную свалку. Я часто езжу на мотоцикле, и приближение любого населенного пункта – если еду с полей – чувствую… по мусору. Возникает на горизонте свалка, значит до города недалеко. Это не смешно, а страшно, все окраины поселков и городов буквально засыпаны мусором. Я патриот своего города и страны, у меня такая ситуация вызывает полное неприятие. И, заметьте, если раньше процедура размещения мусора на свалке была весьма неудобной, то сегодня все намного проще: приезжаешь, на въезде покупаешь талон и все. Наша задача – сделать вывоз мусора системным, простым.
- Достаточно ли у вас спецтехники?
- Да, слава Богу, техники хватает. С городом мы находим понимание, с мэром, с областным руководством. Нам приобрели для уборки дворов 2 «бобката». Там, где большая техника не пройдет, компактный «бобкат» справится с любой проблемой, к каждой такой машине прилагается 5 специальных навесок – на все случаи жизни. На днях мы получили 4 мусоровоза, из департамента ЖКХ нам передают еще один фронтальный погрузчик к 3-м новым машинам «Борекс». Только работай, мощности предостаточно.
- Из всех руководителей КП только вы – депутат горсовета. Это помогает в работе предприятия? Находите ли вы взаимопонимание с коллегами?
- Абсолютно полное взаимопонимание. А что касается депутатов горсовета с «ДНЕПРАЗОТа» С.Л.Сидорова и А.М.Пустовойта, здесь просто отличное взаимопонимание! Есть несколько депутатов в горсовете, которые всегда против всех, но даже они, видя, что наши предложения пойдут на благо города, перестают демонстрировать протестные настроения. Большинство настроено на то, чтобы привести город в порядок, я часто слышу, как многие говорят: «Хоч би у нас мера не забрали», у людей, которые видят, как много делается в городе, появилась такая опаска: если хороший мэр, обязательно заберут наверх.
- С чем бы вы хотели обратиться к населению?
- Давайте любить город деятельно и ответственно. Чисто там, где не мусорят. Давайте заключать договора, – мы идем на все уступки, лишь бы навести порядок. Обращайтесь с любыми проблемами и пожеланиями напрямую ко мне. Я как бывший частный предприниматель сам категорически ненавижу бюрократические препоны, поэтому в работе с нами их не будет.
«Панорама «Азота», № 34, 25 августа 2016 г.